Санный Путь

Едем, едем, моя радость...

Список Спилберга
Новый фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост» восхищает безупречной верностью Автора той единственной теме, которую он рассматривает на протяжении всей своей творческой жизни: может ли обычный человек достойно противостоять непреодолимой силе обстоятельств. И в каком бы страшном облике ни представал Фатум: в образе чудовищ юрского периода или чудовищ XXвека, - Спилберг, в отличие от древнегреческих драматургов, убежден в том, что человек может и должен бороться с тем, что, казалось бы, тысячекратно превосходит его силы. В рассказе о Джеймсе Доноване, пополнившем список спилберговских героев-одиночек, той силой, которая противостоит ему, является менталитет его соотечественников, напуганных мощной пропагандистской кампанией «холодной войны». Могу сказать, что мы смотрели в школе точно такие же фильмы, как дети Донована, и точно так же просыпались от страха, думая, что американцы сбросят на нас бомбу – как они ожидали каждую минуту того же от русских. В тот момент по восприятию друг друга наши народы были симметричны, но асимметрия была в другом: в том, что у зала, который слушает приговор российскому разведчику, есть собственное мнение, которое люди не стесняются прокричать с места, а у зала, который слушает аналогичный приговор американскому летчику-шпиону, находится в ответ только единогласное рукоплескание. Понимает это Джеймс Донован или нет, но, борясь за то, «что делает нас американцами – соблюдение правил, записанных в нашей Конституции», - он борется и за ту свободу мнений, жертвой которой становится он сам и его семья как «защитники врага». Наверное, все же понимает, потому что продолжает действовать в строгом соответствии со смыслом и целью своей адвокатской практики: принципами гуманизма и равенства людей перед законом. «Ценен каждый человек», - вот «берлинская стена», по линии которой за прошедшие полвека мы разошлись еще дальше, чем были тогда. Я не верю, что образ американского разведчика, создававшего в СССР разветвленную сеть агентов и диверсантов на случай войны, мог быть сегодня каким-либо режиссером в нашей стране показан с таким уважением, как образ безупречно верного своему долгу солдата – пусть с совершенно чуждыми убеждениями. Спилберг ни разу не показывает в своем «полковнике Абеле» продукт коммунистической пропаганды, напротив, с его даром художника, любовью к музыке, верностью своей Родине и своей семье, способностью понять переживания американского адвоката и поддержать его своей байкой про «стойкого мужика» он выглядит настоящим рыцарем без страха и упрека. И эта самая байка, которая становится своеобразным паролем между адвокатом и его подзащитным, прямо выражает идею Спилберга: тот, кто бесстрашно поднимается навстречу новому удару, вновь и вновь, не желая сдаваться, тот остается в живых. Напротив, американский летчик мучим всеми человеческими страхами и комплексами, он не хочет выдавать «своих», но и пожертвовать собой ему нелегко… И я не представляю такого расклада в современном российском фильме! И, глядя картину Спилберга, мне было за это мучительно стыдно, как было стыдно за берлинскую стену и страх американского мальчика перед тем, что «русские придут». Наш сегодняшний реваншизм показывает, что мы действительно не часть западной цивилизации. И мост, на котором может произойти встреча, очень узок… Но ведь в каждом обществе находятся люди, которые, несмотря на травлю и непонимание, готовы действовать согласно своим идеалам. Другой надежды нет, ведь ценна не система. Ценен каждый человек.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
Joomla 1.5 Templates by Joomlashack