Санный Путь

Едем, едем, моя радость...

Новые комментарии

Новое на форуме

Форум закрыт

Вход



Сапоги всмятку E-mail
Новости сайта
18.07.2013 10:12
Николай Гаврилович Чернышевский считал, что жертва - это сапоги всмятку, то есть бессмыслица. Никто не жертвует собой, потому что тот, кто отказывается от чего-то в пользу других, просто не может поступить иначе. У него самого болит эта чужая боль - и она поэтому уже не чужая. 
Незаслуженно забытый писатель и философ, который дал лучшее определение любви в русской литературе, имел право говорить о бессмысленности жертвы, как человек, принесший ее в полной мере за те идеи, в которые он верил. У нас наступает странная жизнь, она требует этого состояния от каждого. Невозможно остаться обычным порядочным человеком, не рискуя потерять все. Чрезмерные усилия по созданию людей, знающих ответ на вопрос "Что делать?", всегда приводят к поиску ответа на вопрос "Кто виноват"...
 
Приговор порядку.
Смерть артиста — арест в зале.
Сапоги всмятку,
Так как душу уже стоптали.
Смыслы слов в изводе,
Но, казня, лютуя,
Бодрым маршем по нам ходят
Сапоги вкрутую...
 
Что было, что будет... E-mail
Новости сайта
17.06.2013 11:27

Машинистка, которая перепечатывала для Томаса Манна рукопись романа "Иосиф и его братья", сказала, что вот теперь она узнала, как все было в этой истории на самом деле... После трансляции по телеканалу "Культура" оперы "Князь Игорь" в режиссерской версии Юрия Петровича Любимова мне захотелось сказать то же самое: теперь я поняла, как все было на самом деле. Не в "Слове о полку Игореве", конечно, а именно у Бородина. В предшествующем трансляции интервью Мастер назвал себя мимоходом драматургом этой постановки, и был совершенно прав. Он не просто срежиссировал ее - он выстроил заново сюжет там, где он терялся среди блестящих и хорошо знакомых арий и танцевальных сцен. Кинематографически динамичная смена действия - сцена в Путивле, в Половецком стане, снова в Путивле, снова у половцев и финал в Путивле, - закольцовывает противостояние разных взглядов на жизнь, на власть, на законы истории. Исполнитель партии Владимира Галицкого посетовал, что ему не дали спеть предвыборное, как он сказал, заявление: "Ах, только б сесть мне князем на Путивле..." Но понятно почему: он, по замыслу Любимова, уже и правит в Путивле. Он копирует поведение Кончака (тот и другой картинно застывают с пленной девушкой на руках), и становится понятно, что Русь терзаема и разоряема не только половцами, но и своими наместниками и князьками. В то же время Игорь мучается совершенно годуновскими - чтобы не сказать гамлетовскими - проблемам: имеет ли он право бежать из плена и возглавить русское сопротивление, в то время как он запятнал себя позором битвы при Каяле?.. Его потрясающая ария - обращение к русским князьям - истинный шедевр Бородина, и за одну эту сцену можно было бы поклониться режиссеру, но в этом нет смысла, поскольку авторский замысел и во всех других отношениях прозрачен, плакатен, силен в каждом сюжетном повороте. Изумительно выстроена партия Кончака: в нем не просто сочувствие силе характера пленного русского князя, это некая претензия на дружбу с русским народом - но на особых, скажем так, условиях. Ведь, подчеркивая эту дружбу множеством вполне широких дипломатических жестов, Кончак все-таки не может сдержаться от абсолютно программного заявления: "скоро мы всю Русь заполоним". И картина оперы становится все более и более узнаваемой, все более современной... Аллюзии Любимова - а без них его спектаклей не бывает - читаются все буквальнее, и опера из истории о том, как все это было, превращается в историю о том, как все это будет... Интересно, что в опере только две сцены, которые можно хотя бы с натяжкой считать сражениями: это противостояние простых жителей Путивля, женщин в основном, под покровительством Ярославны, за девушку, которую похитил Владимир Галицкий - и девицу им удается вернуть, другая борьба разворачивается за молодого князя Владимира, сына Игоря, которого после бегства отца половцы хотят непременно казнить, но любовь Кончаковны и покровительство ее отца спасают молодца. Оба раза победу одерживают женские персонажи и простые чувства любви, сострадания, как и в финале оперы ария Ярославны со знаменитыми цитатами из "Слова о полку" как будто вытягивает Игоря из плена. Верность, честь, жалость на протяжении оперы не раз кажутся слабыми и смешными, но именно они превозмогают дикость, разгул, жажду наживы. Седовласый Мастер говорит нам не только про то, что было и будет, но и чем сердце успокоится... 

 
Будут Клодтовы кони подчиняться узде?.. E-mail
Новости сайта
13.06.2013 09:13
Познакомилась с чудесными представителями молодого поколения из числа поклонников Николая Максимовича Цискаридзе, которые решили в знак поддержки своего кумира выйти на Театральную площадь. Оказалось, что в наши дни даже этот адрес воспринимается не по слову - театральная, а по слову площадь. Выйти на площадь и сказать, что мы хотим смотреть балет с участием любимого артиста - это выглядит как какое-то протестное действие, за юных балетоманов волнуются родители и друзья. Кто-то из них настаивает на анонимности своего участия в подготовке акции, а кто-то решительно бросает все свои карьерные планы и срочно вылетает из Франции, чтобы утренним самолетом успеть и оказаться с единомышленниками в момент подачи уведомления о проведении пикета... Кого-то уже не администрация Большого, а собственная администрация предупреждает: засветишься в прессе - напишешь заявление по собственному желанию...
Мне вспомнился Маяковский с его "Принимать или нет? Так вопрос не стоял" Это он писал про революцию. А тут маленький шаг: сказать о том, как тебе нравится танец блестящего мастера! О том, что ты хочешь смотреть балеты именно с его участием, искать его имя в афише месяца и копить деньги на билет... Даже что-то посоветовать было страшно. Чувствовала себя героем Галича: "Мальчишки были безумны, к чему им мои советы". Правда, тут в основном девчонки. Помогать заставил не Галич. Заставила Галина Павловна. Представлялся гроб с ее телом и музыка, теряющаяся в куполе Храма Христа Спасителя, который в ее присутствии выглядел на редкость настоящим Божьим домом. Думалось: ее вот так же заставили уйти, из этого же театра, и стоило ли плакать над ее книгой, если сейчас - бояться сделать шаг, бояться сказать, что Большой мельчает, рушится всеми своими отреставрированными стенами в пыль вслед за каждым уходящим гением... Сколько раз это уже было! 
А вот зрители на площади, по-моему, впервые... "Ах, доколе, доколе - и не здесь, а везде! - будут Клодтовы кони подчиняться узде?!" Ведь именно Клодтовы кони запряжены в квадригу Аполлона. Только, кажется, правит здесь давно уже не Бог Искусств...
 
Девушка пела в церковном хоре E-mail
Новости сайта
21.12.2012 16:30

Девушка пела в церковном хоре

До сих пор у меня в ушах звенят голоса хористов, как звучали они в Храме Христа Спасителя на отпевании Галины Павловны... Все, кому довелось петь в это печальное утро на службе, мне кажется, не могли не чувствовать ее присутствие - то последнее присутствие, которое всегда ощущаешь в день прощания с человеком на его земном пути. И ее дух, мятежный и светлый, как будто строго следил за каждой нотой, потому что невозможно поверить, чтобы музыка где бы то ни было оказалась ей безразлична... Я смотрела на ее гроб, такой маленький в этом огромном пространстве Храма, и мне не верилось, что этой великой женщины больше нет. Она была из числа тех редких людей, о ком после смерти не думаешь: "Вот, он не услышал о себе всех тех хвалебных и восторженных слов, которыми принято осыпать как цветами свежую могилу... Если бы он при жизни узнал, как его любили, восхищались, как нуждались в нем..." Галина Павловна прожила жизнь так, что у нее, я думаю, не было никаких сомнений, и спроси ее раньше - она не усомнилась бы в том, что скажут после смерти, не усомнилась бы в том, что любят, восхищаются, нуждаются... Только ради них - тех, кто так нуждался, детей, внуков, учеников, поклонников, - она и продержалась 5 лет, бесконечно находя себе какие-то цели, занятия, чтобы не так тосковать без своего Славы... Думаю, не усомнилась бы она и в том, что множество людей совсем иного масштаба, чем она, воспользуются ее уходом, чтобы засветиться рядом во вспышках фотокамер и в строчках интервью. Попробовали бы они высказаться при ее жизни! Она конечно знала, сколь многим людям не дает вздохнуть спокойно, она не была в жизни тем тихим ангелом, каким, со своим божественно-трепетным мягким голосом, она так прекрасно умела быть на сцене! Но ведь она была не только великая женщина, великая певица - она была великая актриса, и тем ярче она умела играть - или, как сама она говорила, жить на сцене, - чем меньше она играла в жизни. Ее роль в фильме "Александра" поразила меня именно актерским мастерством, она была на экране совершенно иным человеком, была скромной старой бабушкой, но этой бабушке она подарила и масштаб своей личности, и тепло своей души. Еще в этом фильме меня поразило ее сходство с поздней Ахматовой. Я думала: неужели никто не видит? Неужели никто не догадается сделать фильм с такой ролью для нее, ведь это как раз был бы редкий случай сопоставимости личной мощи героя и актера... Не увидели или не успели, да многого еще не успели - в ее яркой и триумфальной жизни, где, мне кажется, в строках биографии нас всех больше всего трогало именно столь редкое торжество справедливости, все же еще для многого нашлось бы место, что не случилось. Но слушая поистине небесное звучание церковного хора, я думала о том, что для гениальных людей нет, к несчастью, разницы: в безымянной общей могиле или в самом величественном пантеоне страны, признан при жизни или не замечен современниками, - нам, слушателям, зрителям, читателям, никогда не будет достаточно, всегда останется то несбывшееся, о чем хочется пожалеть, и у самого гения остается еще столько нереализованного, столько задуманного и не случившегося... Именно потому, что гений - это прежде всего масштаб. Это другая высота, другой взгляд на мир. И всегда хочется обернуться на эту сияющую вершину и убедиться, что вот же она, сияет. И это такая грандиозная потеря, когда оглянешься - и видишь только небо. Впрочем, разве это не еще бОльшая высота? Высота, куда все же долетает земная музыка, чтобы Галина Павловна посмотрела с той же строгой улыбкой, с какой из своей ложи она слушала учеников на концертах в Центре оперного пения. И как же много людей еще целые жизни будут петь, понимая, что они по-прежнему поют для нее...

 
Айболита не будет E-mail
Новости сайта
04.12.2012 08:19

Айболита не будет...*

Не знаю, запрещен ли уже многосерийный мультфильм по мотивам сказок Корнея Чуковского, где свободу от Бармалея, срисованного с Ролана Быкова и им же озвученного, жителям Африки приносил Айболит, спускавшийся с неба на орлах-истребителях, которые говорили с грузинским акцентом "Мы живо тебя довезем!.." А прощенный детьми Бармалей напевал "Как я рад, как я рад, что поеду в Ленинград..." Вообще мультик точно должен быть запрещен, и не из-за политических аллюзий, а поскольку там присутствуют сцены пьянства и курения...

Эпидемия спортивных травм в руководстве страны (см. обновление в разделе Поэтический дневник), конечно, вызывает желание крикнуть "Доктора!.." Но не оставляет мысль, что хотя, конечно, прощение Бармалея с последующей ссылкой в город на Неве - дело хорошее, только в жизни никакой Айболит, даже с помощью иностранных агентов, не придет и не спасет детишек от разбойников... И в действиях правоохранительных органов все больше чувствуется интонация того самого ролан-быковского персонажа, который в этом, безусловно, своевременно запрещенном мультике назидательно пел: "Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять..." А мы - все еще собираемся выйти на площадь. Но это из другой песни...

 

* - новость написана до того, как я прочитала новый стих Дмитрия Быкова про то, что "России рано в морг - теперь ей нужен доктор Быков"... Он, правда, имел в виду не себя, а сериального персонажа Охлобыстина... Наверное. Мы же не знаем, что "поэт хотел сказать"...


 
Старики управляют миром E-mail
Новости сайта
05.09.2012 15:59

Старики управляют миром 

Как все помнят, дальше у Галича: "Им по справке, выданной МИДом, от 70 и выше..." Мне не  нравится своеобразный черный юмор нашей власти: у вас там доклад "Политбюро 2.0"? Да пожалуйста, вот вам и еще характеристика... Хотя это же не юмор, это вполне рационально. Понятный на самом деле шаг, внятный ответ на вопрос, сколько же еще терпеть?!.. Сколько позволяет Конституция, в новой трактовке, два срока по шесть лет после перерыва. Пришла осень. Мы миновали август без особых потрясений, потому что Крымск случился еще в июле, и потому что все остальные потрясения политической жизни не вызвали ощущения апокалипсиса. А зря. Так вот и начинается необратимое, незаметно. Когда беззакония творятся каждый день, и мы привыкаем.

Впрочем, в 1812 году красная комета предсказывала Антихриста, но "Барклай, зима и русский Бог" не попустили. Впрочем, Михаилу Илларионовичу было 67, когда он проявил здравое понимание спасительной тактики Барклая де Толли, переломил ход войны и дал достойный отпор Наполеону. Впрочем, именно герои двухсотлетней давности были нашими первыми русскими декабристами - и так же, как ко вторым, нынешним, "декабристам" официальная пропаганда предъявляла к ним немеркнущий вопрос: "У нас революцию сделала знать - в сапожники, что ль, захотела?!.." Да нет, не в сапожники. В свободные люди. Иногда очень хочется что-то такое объяснить - и Сенату, и Синоду... Средний возраст тех, кто все равно не слушает, значения не имеет...

 
"Пушкин!.. Тайную свободу..." E-mail
Новости сайта
17.08.2012 14:11

"Пушкин!.. Тайную свободу пели мы вослед тебе!.."

"Есть уходят на последней странице - а которые на первой, те чаще..." В эпоху Интернета слова Галича приобретают все более зловещий смысл... В первые строчки новостей выходят и смерть прославленных, прекрасных и незаменимых в этом мире людей, и гибель тысяч безвестных мирных жителей, и наказания несоразмерные преступлениям или вовсе не имеющие оных в основе, и главное - отзывы обо всем этом. Читаешь - и действительно ножом по сердцу: и этот осудил... И тот не поддержал... Господи как он мог!.. Я больше не смогу слушать ее... Я никогда не буду его уважать... Мы теряем друг друга в страшном размежевании. Никогда я не понимала с такой душевной болью, как сейчас, что переживали наши соотечественники в эпоху гражданской войны. А мы, похоже, умудрились как-то попасть прямо в нее, еще до революции, как будто новый 17-й год совершил обратный отсчет: заговорщики уже захватили власть, пообещав власть рабочим и мир народам, и их "погоня-погоня-погоня-погоня в горячей крови" по просторам России уже началась...  Как же должно схлопнуться пространство и время, чтобы выйти отсюда, из этого тупика? Дело совершенно не в том, чтобы ушел конкретный человек - и в то же время без этого ничего не изменится. Дело не в том, чтобы начался диалог между властью и оппозицией - дело в том, что он уже невозможен даже внутри оппозиции. В юношеском стихотворении, написанном от лица настоящих декабристов (тех, "чьи широкие шинели напомнила паруса"), я написала такие слова: "Мы не готовы, не готовы!.. Но день назначенный настал..." Кажется, это случилось и с новыми декабристами. Власть твердо продемонстрировала нам, что меняться она не собирается. Весь ужас в том, что и мы еще не успели измениться. "Мы все те же - и они все те же..." Это из стихотворения про Сегежу, где находится наша точка отсчета несвободы. Или свободы духа. Это ведь - как посмотреть...

 
Хорошо ты им дал, по-рабочему!.. E-mail
Новости сайта
20.06.2012 05:40

"Хорошо ты им дал, по-рабочему!.."

Слушаю Галича... Далеко нам всем до Александра Аркадьевича!.. А вот его персонажей от нынешних просто не отличишь. И того, кто смеет выйти на площадь, и того, кто считает, что мальчишки были безумны... А уж Клим Петрович Холман... то есть Коломийцев, конечно, - просто герой нашего времени. Поэтому, если по мнению наших настоящих диссидентов, может, это и не #привет37год, но ведь "культ не культ, а чего не случается"...

Я назвала новый цикл "Холодное лето президентского третьего", и ощущение такое, что мы именно в том времени, когда товарищ Берия еще не вышел из доверия, по крайней мере у своих товарищей по партии. А что дальше - неясно... 

А самое интересное в записях Галича - это реакция публики, которая сопровождает исполнение песен. Это робкий смех, очень сдержанный. И когда в двустишии 

Прихожу на работу я в пятницу,

Посылаю начальство я в ...

- Галич делает деликатную паузу, и зал не заливается в радостном ржании, потому что нарушение правил приличия не та тема, которая заслуживает восторга, другое дело - то, как мы работаем на весь наш соц. лагерь... Выстраданаая возможность говорить и слушать об этом, уважение к правде, и еще не изжитый страх - вот приметы той интеллигенции. 

Мы какие-то правда непуганые, поэтому и реагируем иначе. Шизофреники вяжут веники, а параноики рисуют нолики.

В общем, болит от мыслей грудь... 

 

 
Шаг вперед, вправо - влево - побег E-mail
Новости сайта
18.05.2012 12:34

Шаг вперед, вправо - влево - побег

 

Сделав шаг вперед, не нужно делать два шага назад. Но нужно понимать, что вперед - это именно вперед. В контексте действий по мирному вытеснению коррумпированных властных структур из нормальной жизни, нужны простые практические шаги по замене одного другим. Замене неживого - живым, лживого - честным. Например, выборы депутатов хотя бы на местном уровне, или, когда доживем, губернаторов, которые могли бы спокойно разрешать людям общаться на бульварах под эгидой фестиваля или просто потому, что Конституция разрешает гражданам свободу слова и собраний... Спасибо Елене Ткач за то, что она подсказала этот путь! 

В новом проекте "Альтернатива" в моем Поэтическом дневнике я хотела показать, что внешний ряд событий мало что меняет, перемены должны быть более глубокими. Если бы даже верховное зло было абсолютным, оно не было бы более опасным и смешным, чем сейчас. Даже если бы слабый политик пытался создать не вполне правомочное правительство, а "теневой кабинет", он остался бы сам собой. Так что решают совсем не они, а наше отношение к ним, наше понимание своих проблем и того, как их решать. Не надо бояться диалога с ними. Потому что они - к счастью, господа! - не смогут ответить ни на один наш вопрос.

 
История не знает E-mail
Новости сайта
04.05.2012 07:39

История не знает...

Говорят, что история не знает сослагательного наклонения... Но история не персонифицирована в образе музы Клио или летописца Пимена. Она зависит от готовности нашего сознания к тем или иным действиям, поэтому события являются только внешним проявлением той внутренней работы, которую совершает или нет каждый из нас. 

Этой теме посвящен проект "Альтернатива", представленный в разделе "Поэтический дневник". Теперь там размещаются новости и комментарии к событиям, которые на самом деле не случились или пока не случились в нашей реальности, а только могли бы произойти, если бы история знала сослагательное наклонение.

 
Где умный человек прячет лист?.. E-mail
Новости сайта
04.02.2012 11:46

Где умный человек прячет лист?..

- Где умный человек прячет лист? - Один из героев Г.К.Честертона долго задавался этим вопросом, и сам себе на него ответил: - В лесу. Если хочешь спрятать труп, организуй вокруг него грандиозное сражение, и никто не обратит внимание на твое преступление. Если хочешь спрятать настоящую зрелую либеральную оппозицию - организуй вокруг нее широкую политическую активность, и никто не заметит настоящий протест.

Ну то есть умные люди знают парочку отличий. Но в целом картинка прекрасно поставлена, западные демократии нервно курят в сторнке. В стране есть много разных политических сил. Всем им предоставлена трибуна для своих мероприятий. И еще в стране есть отец нации, который накануне выступает с пожеланием: берегите себя, не простудитесь на митингах. Я, говорит он, разделяю взгляды только определенной части этих людей, но беспокоюсь за них всех. "...ведь я им всем отец", перефразируя А.К.Толстого по практически аналогичному поводу. Декабрь, январь. Начало февраля. Для нашей власти - достаточно оперативно найдены, наконец, правильные слова и интонация. Не про гондоны. Не про бандерлогов. Берегите себя!.. Браво.

Все-таки А.И.Солженицын был неправ, когда считал Сталина туповатой серой личностью. Эти серые личности, к сожалению, чертовски умны...

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

Страница 4 из 6
 
Joomla 1.5 Templates by Joomlashack